старше 16

Программа "Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной инфекции на 2012-2014 гг."

Дата обновления: 19.09.2018
09.02.2012

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной  службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

12.01.2012 

 

Программа

Паспорт Программы
«Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2012-2014 гг.»

 

Наименование Программы

-

«Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2012-2014 гг.».

Основание для разработки Программы

 

-

 

 

Актуальность энтеровирусной (неполио) инфекции для территории Российской Федерации: сезонные эпидемические подъемы заболеваемости, регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний, возможность завоза с сопредельных территорий и государств. Реализация надзора за полиомиелитом в постсертификационный период.

 

Основные разработчики Программы

-

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова» РАМН.

Цели Программы

-

Совершенствование мониторинга за заболеваемостью энтеровирусной (неполио) инфекцией, а также циркулирующими штаммами неполиомиелитных энтеровирусов с целью прогнозирования и своевременного принятия управленческих решений; предотвращение эпидемических подъемов заболеваемости и формирования локальных очагов, снижение числа тяжелых клинических форм энтеровирусной инфекции, приводящих к инвалидизации и летальным  исходам.

Задачи Программы

-

Надзор за полиомиелитом в постсертификационный период;

 

-

изучение  эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции;

 

-

определение закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости и формирования локальных очагов;

 

-

выявление причин формирования эпидемических штаммов неполиомиелитных энтеровирусов;

 

-

совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции;

 

-

совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией;

 

-

оптимизация системы  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

 

-

подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусной (неполио)  инфекции.

Показатели Программы

-

Уровни заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией, в том числе серозным менингитом;

 

-

количество летальных исходов от энтеровирусной (неполио) инфекции в течение года;

 

-

число эпидемических  вспышек, вызванных энтеровирусами, в том числе купированных в начале одного инкубационного периода;

 

-

удельный вес лабораторно подтвержденных и этиологически расшифрованных  случаев  энтеровирусной (неполио) инфекции;

 

-

удельный вес  этиологически расшифрованных  эпидемических очагов  энтеровирусной (неполио) инфекции;

 

-

процент выделения неполиомиелитных энтеровирусов из объектов окружающей среды;

 

-

структура  выделенных энтеровирусов (неполио) из объектов окружающей среды.

Объемы и источники финансирования программы

-

Федеральный бюджет, финансовые средства,  выделенные на реализацию региональных и ведомственных отраслевых программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности

-

Снижение заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией;

 

-

уменьшение числа случаев инвалидизации и предотвращение летальных исходов;

 

-

снижение числа регистрируемых вспышек энтеровирусной (неполио)  инфекции;

 

-

определение причин формирования эпидемических штаммов энтеровирусов;

 

-

актуализация нормативно-методических документов по организации эпиднадзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией, лабораторного обеспечения эпиднадзора за ЭВИ;

 

-

внедрение в практику профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекции, формирование эпидемических очагов.

Срок реализации Программы

-

2012 - 2014 годы

 

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

После признания Российской Федерации в составе Европейского региона территорией, свободной от полиомиелита, надзор за энтеровирусной инфекцией (ЭВИ) рассматривается одной из составляющих частей надзора за полиомиелитом в постсертификационный период в рамках реализации Национального плана по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

Актуальность проблемы энтеровирусной (неполио) инфекции (ЭВИ) и ее эпидемиологическая значимость определяется высокой контагиозностью, широким распространением, возникновением вспышечной заболеваемости, отсутствием средств специфической профилактики, многообразием возбудителей ЭВИ, вызывающих полиморфизм клинических проявлений, возможностью тяжелых последствий вплоть до летальных исходов.

Неблагополучная глобальная эпидемиологическая ситуация по данной инфекции создает угрозу завоза энтеровирусов из соседних стран.  Так, в 2011 г. в КНР зарегистрировано более 576 тыс. заболевших ЭВИ, доминирующим этиологическим агентом  явился энтеровирус 71 типа.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2009-2011 гг.»:

 Эпидемиологический надзор за ЭВИ внедрен практически во всех субъектах Российской Федерации, в ряде субъектов приняты региональные программы по эпидемиологическому надзору за энтеровирусными инфекциями, в некоторых -  раздел по эпиднадзору за ЭВИ включен в планы действий на 2009-2011гг. по поддержанию свободного    от  полиомиелита статуса территории субъекта или в ведомственные целевые программы «Профилактика  инфекционных и паразитарных заболеваний».

Координационный центр ликвидации полиомиелита  Роспотребнадзора переименован в Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции.

Внедрена лабораторная диагностика ЭВИ,  разработан диагностический набор реагентов для метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) на энтеровирусы. В 79-ти субъектах Российской Федерации в системе Роспотребнадзора 84 вирусологических лаборатории проводят исследования молекулярно-генетическими и вирусологическими методами. В 2010-2011г.г. не проводились вирусологические исследования в 12 субъектах (республиках Адыгея, Тыва, Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Чеченской,  Карачаево-Черкесской республиках, Костромской, Ульяновской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком,  Чукотском автономных округах), из них в 7-ми по причине отсутствия вирусологических лабораторий (республики Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Ненецкий, Ямало-Ненецкий,  Чукотский автономные округа). Исследования методом ПЦР на энтеровирусы в 2011 г. не проводились в 5 субъектах Российской Федерации (в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Псковской области, Ненецком и Чукотском автономных округах), из них в 2-х по причине отсутствия ПЦР-лабораторий (Чеченская Республика, Ненецкий автономный округ).

Значительно укреплена материально-техническая база лабораторий, осуществляющих исследования на энтеровирусы материала от людей и из объектов окружающей среды.

Лабораторное подтверждение диагноза ЭВИ (суммарно всеми методами) составляет 80%, ЭВМ – 96%.

Работа по изучению ЭВИ проводится во взаимодействии субъектов с референс-центром по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФГУН «Нижегородский Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора),Дальневосточным региональным научно-методическим центром по изучению энтеровирусных инфекций (ФГУН «Хабаровский «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора) и ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова» РАМН

В научных учреждениях создана и пополняется коллекция штаммов НПЭВ, проводится их молекулярно-генетическое изучение, организуются научные исследования по изучению отдельных НПЭВ.

Разработан ряд нормативных и методических документов: санитарные правила СП 3.1.2950-11 «Профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции», приказ Роспотребнадзора 01.02.2010 №22 «Об эпидемиологическом надзоре за энтеровирусной инфекцией».

        В приграничных с Китайской Народной Республикой (КНР) территориях  (Хабаровский, Приморский края, Амурская область) организован обмен информацией по заболеваемости ЭВИ и профилактическим мероприятиям с заинтересованными службами, занимающимися надзором за ЭВИ в КНР, в пунктах пропуска через государственную границу усилен контроль за выявлением лиц с признаками инфекционных заболеваний, а также за грузопотоками  товаров.

       В Амурской области реализуется программа по совместному изучению с КНР состояния трансграничной реки Амур на 2010-2015гг.

 Однако, остается ряд проблем в осуществлении эпиднадзора за ЭВИ, которые требуют решения.

Несмотря на введение с 2006 года официальной регистрации энтеровирусных инфекций в ряде субъектов Российской Федерации такие больные не выявляются. За период реализации программы не выявлены больные ЭВИ в Республиках Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, в Ненецком и Чукотском автономных округах.

В 26 субъектах Российской Федерации в 2011 г. показатели заболеваемости ЭВИ превышали средние по стране (в некоторых из них в 2 и более раз), при этом не в полном объеме проводится анализ эпид. ситуации, по его результатам не принимаются меры и не проводятся профилактические мероприятия.

 

        В течение 3-х последних лет отмечается увеличение ежегодного числа зарегистрированных вспышек ЭВИ. Причиной формирования очагов с групповой заболеваемостью является занос инфекции на территории и в учреждения, распространение ее в условиях несоблюдения санитарного законодательства по вопросам состояния систем водопользования и организации питания.

В ряде регионов, где используется для питьевых целей недоброкачественная вода, отмечаются низкие уровни или отсутствие регистрации ЭВИ, что может быть связано как с проблемами в клинической диагностике заболеваний энтеровирусной природы, так и с недостаточным вниманием к проблеме. Систематические положительные находки ЭВ в сточных водах при отсутствии регистрации ЭВИ, возможно, свидетельствуют об отсутствии целенаправленной работы по выявлению больных.

Также отсутствие регистрации ЭВИ или регистрация единичных случаев в субъектах, возможно, связана с недостаточной квалифицированной подготовкой медицинских работников по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики энтеровирусной  (неполио) инфекции.

Недостаточно исследуется материал (клинический и из объектов окружающей среды), взятый  в условиях спорадической заболеваемости и от здоровых людей, что важно для оценки ситуации и формирования прогнозов на территориях.

Как правило идентификация энтеровирусов проводится до уровня групповой принадлежности (СВ, ЕСНО, СА), не всегда определяются серотипы ЭВ, обнаруженные у больных с ЭВИ, в т.ч. серозным менингитом, что необходимо для формирования прогнозов эпидемиологического неблагополучия и изучения возможных вариантов клинического течения в зависимости от типов ЭВ.

 

Таким образом, эпидемиологический надзор за ЭВИ реализуется в большинстве субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в настоящее время проводимые исследования не дают полного представления о масштабах циркуляции НПЭВ. Недостаточно изучены этиологическая структура и частота бессимптомных форм инфекции. Не в полном объеме  установлены причины, приводящие к формированию эпидемических штаммов и возникновению эпидемических подъемов ЭВИ, не изучены молекулярные основы изменения вирулентности штаммов НПЭВ. Трудности в клинической и лабораторной диагностике не позволяют оценить проявления эпидемического процесса и масштабы циркуляции ЭВ, что приводит к несвоевременно начатым противоэпидемическим мероприятиям. Недостаточно проводится оценка и анализ мониторинговых исследований, целенаправленная работа со специалистами клинического звена.

 

Все это определяет необходимость дальнейшего совершенствования эпидемиологического надзора за ЭВИ.

 

1. Программные мероприятия

Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Мероприятия и организационное обеспечение Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок.

2. Направления деятельности

Задача № 1: изучение  эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции.

Эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

В рамках реализации Программы  дополнительно предусматривается:

  • систематизация взаимодействий управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, региональными научно-методическими центрами по изучению энтеровирусной инфекции по выявлению, лабораторному обследованию случаев энтеровирусной (неполио) инфекции, проведению выделения и серотипированию возбудителей;
  • изучение манифестных форм ЭВИ;
  • исследование клинических материалов от больных с симптомами ЭВИ (серозные менингиты, полиомиелитоподобные заболевания, герпангины, конъюнктивиты и проч.)  и проб из объектов окружающей среды;
  • исследования материалов, собранных в межэпидемический период от здорового населения разных возрастных групп с целью  изучения фактической распространенности инфекции;
  • исследование возможных молекулярных механизмов  повышения вирулентности НПЭВ, изучение условий формирования эпидемических штаммов НПЭВ   и вовлечения их в эпидемический процесс;
  • взаимодействие и обмен информационными материалами с международными организациями по вопросам   эпидемиологии, диагностики и профилактики энтеровирусных (неполио) инфекций.

Задача № 2: определение закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости и формирования локальных очагов.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • анализ и обобщение данных  по территориальной, социальной, половой и возрастной структуре больных манифестными формами ЭВИ с конкретными серологическими вариантами возбудителей;
  • определение наличия или отсутствия зависимости интенсивности эпидемического процесса ЭВИ от раннего присутствия циркуляции конкретного серотипа НПЭВ на территории с учетом данных по спорадической заболеваемости и  «носительству» у практически здоровых лиц;
  • выявление зависимости степени тяжести манифестных форм заболевания от циркулирующего возбудителя;
  • изучение роли различных факторов передачи инфекции.

Задача № 3: установление причин формирования эпидемических штаммов энтеровирусных инфекций.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • молекулярно-генетическое изучение штаммов возбудителей, выделенных от людей (при спорадических случаях, во время эпидемических подъемов заболеваемости, в локальных очагах с групповой заболеваемостью, от «здоровых» носителей)  и из объектов окружающей среды;
  • оценку идентичности изолятов, сопоставление с международным банком данных;
  • изучение изменчивости факторов вирулентности возбудителей в зависимости от активности эпидемического процесса.

Задача № 4: совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • укрепление материальной базы вирусологических лабораторий;
  • разработку новых и совершенствование  существующих медицинских иммунобиологических препаратов и молекулярно-биологических систем для детекции и идентификации НПЭВ;
  • проведение ежегодного контроля качества работы лабораторий, принимающих участие в выполнении Программы  путем выполнения профессиональных тестов – зашифрованной панели образцов;
  • разработку стандартизованных методик по  выделению и индикации НПЭВ от людей и из объектов окружающей среды.

Задача № 5: совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • повышение качества  мониторинга за заболеваемостью за счет увеличения удельного веса этиологически расшифрованных случаев;
  • характеристика циркулирующих среди населения НПЭВ, в том числе  в межэпидемический период,  на определенных территориях;
  • определение наиболее значимых путей передачи  при различных клинических формах энтеровирусной (неполио) инфекции;
  • составление перечня наиболее эпидемиологически значимых объектов окружающей среды;
  • сопоставление и анализ данных по циркуляции НПЭВ среди людей и выделению возбудителей из объектов окружающей среды;
  • проведение оценки эпидемиологической ситуации;
  • повышение качества контроля за эффективностью проводимых мероприятий;
  • оптимизацию прогнозов санитарно-эпидемиологической ситуации.

Задача № 6: оптимизация системы  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • разработку схем экстренной неспецифической профилактики в очагах энтеровирусной (неполио) инфекции;
  • ускорение проведения диагностических исследований (с учетом клиники и лабораторных данных) в эпидемических очагах ЭВИ с целью более раннего начала адекватных противоэпидемических мероприятий;
  • разработку превентивных профилактических мер на основании прогнозов эпидемиологической ситуации.

Задача № 7: подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусных инфекций

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

  • подготовку методических и информационных документов;
  • проведение совещаний и конференций по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики ЭВИ;
  • международное сотрудничество по вопросам обмена опытом по проблеме ЭВИ.

5. Организационная деятельность

Для решения задач в ходе реализации Программы предполагается проведение мероприятий силами специалистов Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФБУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, ФГУН «Нижегородский Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора, ФГУН «Хабаровский «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора, ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.  М.П. Чумакова» РАМН.

В целях реализации Программы в рамках Плана по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации в постсертификационный период  на 2012-2014 гг., на Координационный центр ликвидации полиомиелита Роспотребнадзора (ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора) возлагаются дополнительные функции по  организационной, практической и методической деятельности по эпидемиологическому надзору за энтеровирусной (неполио) инфекцией.

Научную и практическую помощь оказывают референс-центры по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФГУН «Нижегородский Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора)и Дальневосточный региональный научно-методический центр по изучению энтеровирусных инфекций (ФГУН «Хабаровский «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора),  ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.  М.П. Чумакова» РАМН в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Вернуться в раздел