старше 16

Протокол совещания специалистов по радиационной гигиене

21.05.2012

ПРОТОКОЛ

                                                                                                                      

15-16 мая 2012 года

 

Общероссийского совещания

специалистов по радиационной

гигиене по вопросу использования

источников ионизирующего излучения в медицине

 

Председательствовал:

Горский А.А. – Заместитель начальника управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Сопредседатель

Степанов В.С. – Начальник отдела организации санитарного надзора по радиационной гигиене управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Присутствовали:

Руководители и специалисты отдела организации санитарного  надзора по радиационной гигиене и отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту

Руководители и специалисты подразделений по радиационной гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте

Представители НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева, ГБОУ ДПО РМАПО, ФМБА России, Минобороны России, ФСО России, ФСБ России, МВД России, ФСИН России, управления делами Президента Российской Федерации.

 

Вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора по радиационной гигиене.

 __________________________________________________________________

(Горский А.А., Балонов М.И., Иванов В.К., Звонова И.А., Перцов В.А., Акопова Н.А., Матюхин С.В., Кувшинников С.И., Охрименко С.Е., Лазебная Г.В., Панкратов Л.В., Белявская И.А., Ходячих С.Е., Ермолина Е.П., Степанов А.С., Даричева О.А., Енин А.В., Баскаева В.А., Кибальник С.П., Коломийцев Ю.В., Воронин К.В.)

 

 

Ежегодно в Российской Федерации по данным радиационно-гигиенической паспортизации проводится около 234 млн. медицинских рентгенорадиологических процедур (в среднем 1,65 процедуры на одного жителя России).Коллективная доза медицинского облучения населения Российской Федерации составила 82,6 тыс. чел.-Зв.

Количество практически всех (кроме прочих) рентгенодиагностических исследований возрастает, но уменьшаются средние дозы на процедуру(флюорография с 0,18 до 0,16 мЗв на процедуру, рентгенография с 0,21 до 0,20 мЗв на процедуру, рентгеноскопия с 5,6 до 5,2 мЗв на процедуру, компьютерная томография с 5,3 до 4,8 мЗв).

Средние дозы на процедуру несколько возросли в радионуклидной диагностике (с 2,3 до 2,4 мЗв и для прочих (с 5,2 до 7,1 мЗв на процедуру).

Коллективная доза за счет флюорографии и рентгенографии снизилась, в то время как вклад компьютерной томографии в дозу медицинского облучения возрос с 16,4 % в 2008 г. до 22 % в 2010 г. Средняя доза на процедуру продолжает снижаться за счет внедрения новой низкодозовой рентгенодиагностической техники. В будущем следует ожидать рост медицинского облучения населения России за счет внедрения современных методов медицинской диагностики и главные усилия необходимо направить на недопущение необоснованно большого роста этих доз. Средняя доза медицинского облучения по сравнению с 2009 г. несколько возросла 0,57 до 0,58 мЗв на жителя в год, при том, что средняя доза на процедуру несколько снизилась с 0,36 до 0,35 мЗв в год.

С целью недопущения необоснованного роста доз медицинского облучения продолжаются мероприятия по развитию системы контроля доз облучения персонала и пациентов, реконструкции действующих рентгенодиагностических кабинетов, замене устаревшей рентгенодиагностической аппаратуры на новую малодозовую, усилению контроля за использованием индивидуальных средств радиационной защиты, выводу из эксплуатации рентгеновских аппаратов, не соответствующих  гигиеническим требованиям.

Наибольший вклад в коллективную дозу медицинского облучения пациентов вносятрентгенографические исследования (34,9 %) и компьютерная томография (22,0 %). Вклад флюорографических исследований составил 15,5%, рентгеноскопических исследований 17,6 %. Обращает на себя внимание рост вклада рентгеноскопических исследований, который впервые за последние годы превысил вклад флюорографии.

За последние годы наметилась устойчивая тенденция к непрерывному росту объемов использования в медицинской диагностике компьютерной томографии, как одного из наиболее информативных методов диагностики. За 2007-2010 гг. количество компьютерных томографий, увеличилось в 1,7 раза (с 2,2 млн. в 2007 г. до 3,7 млн. в 2010 г.), коллективная доза за счет использования компьютерной томографии возросла в 1,5 раза (с 12,3 тыс. чел.-Зв в 2007 г. до 18,1 тыс. чел.-Зв в 2010 г.). Вклад компьютерной томографии значительно превышает вклад флюорографии и рентгеноскопии и все больше приближается к вкладу рентгенографии. В 10 субъектах Российской Федерации (Республики Башкортостан, Карелия, Татарстан, Чувашская; Краснодарский край, Тверская и Томская области, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область и Ямало-Ненецкий автономный округ) вклад компьютерной томографии в коллективную дозу равен или превысил вклад рентгенографии. Имеются случаи неоправданно большого вклада рентгеноскопии в дозу медицинского облучения. В Республике Северная Осетия-Алания и в Тверской области вклад рентгеноскопии превышает вклад рентгенографии, а в Орловской области вклады рентгеноскопии, рентгенографии и флюорографии равны. 

Более объективно характеризует организацию работ по рентгенодиагностике средняя доза за одну процедуру.

Наименьшие значения средних доз за одну процедуру отмечены:

- при флюорографии: в Ненецком (0,02 мЗв) и Чукотском (0,06 мЗв) автономных округах, Белгородской области (0,05 мЗв) и Республике Мордовия (0,08 мЗв);

- при рентгенографии: в Республике Марий Эл (0,09 мЗв), Чувашской Республике и Хабаровском крае (0,10 мЗв).

Наибольшие значения средних доз за одну процедуру наблюдаются:

- при флюорографии: в Чеченской Республике (0,8 мЗв), Орловской (0,33 мЗв) и Ивановской (0,30 мЗв) областях;

- при рентгенографии: в Карачаево-Черкесской Республике (0,37 мЗв), Чеченской Республике (0,40 мЗв) и Республике Ингушетия (0,32 мЗв).

Коллективная доза облучения населения Российской Федерации за счет всех источников облучения составляет 544,0 тыс. чел.-Зв, что соответствует коллективному риску появления стохастических эффектов в течение всей оставшейся жизни 31 006, в том числе:

за счет деятельности предприятий, использующих ИИИ  - 11;

за счет глобальных выпадений и прошлых радиационных аварий    -   64;

за счет природных источников -  26 224;

за счет медицинского облучения -     4 707.

Оценка коллективного риска еще раз подтверждает роль медицинского облучения в организации общественного здоровья, как немаловажного фактора в его  формировании.

 

         В ходе совещания также рассмотрены вопросы:

1. Совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и радиационной безопасностью оказания рентгенорадиологических диагностических и терапевтических процедур;

2. Совершенствования нормативного правового обеспечения в области использования источников ионизирующего излучения в медицине;

3. Расчёта радиационных рисков при выполнении рентгенорадиологических процедур;

4. Внедрения референтных диагностических уровней облучения пациентов;

5. Разработки региональных программ, направленных на обеспечение радиационной безопасности пациентов.

 

Заслушав и обсудив доклады выступающих по вопросу использования источников ионизирующего излучения в медицине, решено:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзорапо субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, органам санитарно-эпидемиологического надзора министерств и ведомств:

1.1. Обеспечить реализацию, в пределах своей компетенции, основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2025 года, утверждённую Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года.

1.2.Подготовить предложения в адрес администрации субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ, направленных на обеспечение радиационной безопасности пациентов.

1.3. Рекомендовать органам управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в рамках реализации региональных программ по оснащению рентгенорадиологическими диагностическими и терапевтическими аппаратами лечебно-профилактических учреждений осуществлять закупку аппаратов, оснащенных средствами измерения дозы облучения пациентов, внесенными в государственный реестр средств измерения.

1.4. При осуществлении плановых проверок лечебно-профилактических учреждений уделять особое внимание обоснованности назначений рентгенорадиологических диагностических и терапевтических процедур.

1.5. Проводить работу по повышению квалификации специалистов в области лучевой диагностики по вопросам обеспечения радиационной безопасности с целью:

• уменьшения количества малоинформативных высокодозовых исследований, в первую очередь, рентгеноскопии;

• повышения ответственности к обоснованию назначаемых рентгенорадиологических процедур, а также к повторному их назначению;

• соблюдения необходимых мер защиты пациента в виде выполнения прицельных снимков, использования оптимальной фильтрации и диафрагмирования излучения, использования средств индивидуальной защиты;

• повышения качества индивидуально дозиметрического контроля персонала.

1.6. Проводить разъяснительную работу с населением об их правах при прохождении рентгенорадиологических диагностических и терапевтических процедур, и рисках, связанных с данными исследованиями, в том числе посредством размещения материалов на сайте управлений Роспотребнадзора.

2. Санкт-Петербургскому НИИ радиационной гигиены им. проф. П.В. Рамзаева Роспотребнадзора:

2.1. Подготовить предложения по внедрению в практику референтных диагностических уровней облучения пациентов.

2.2. Совместно с кафедрой радиационной гигиены ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России проанализировать необходимость внесения дополнений вСанПиН 2.6.1.2573-2010 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100МэВ» с учётом влияния излучения утечки, кратности ослабления защиты при воздействии фотонейтронов, и расчетом защиты от излучения, рассеянного от ограждений и перекрытий при построении лабиринтной защиты.

2.3. Доработать Методические указания 2.6.1.1798-03 «Оценка, учет и контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований» с учётом реального набора радиофармпрепаратов, использующихся на территории Российской Федерации.

2.4. Проработать необходимость внесения изменений в статистическую форму отчётности 3-ДОЗ, в связи с внедрением исследований, предусматривающих одновременное применение радионуклидной и рентгеновской диагностики.

2.5. Подготовить предложения по расчёту и оценке радиационных рисков для пациентов при проведении рентгенорадиологический процедур.

3. Управлению санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть вопрос о возможности использования, существующих приборов, для выполнения измерений гигиенически значимых параметров, портативных импульсных рентгеновских аппаратов нового поколения (в частности Арина-9).

 

 

 

 


Вернуться в раздел