старше 16

Дети и компьютер: вред и польза умной машины

Дата обновления: 19.09.2018
01.06.2016


Наступила летняя пора. С появлением свободного времени дети  и подростки готовы с удовольствием дни и ночи напролет сидеть за экранами монитора. Детям, живущим в современном мире, компьютер, зачастую, заменяет общение с друзьями, занятия спортом, подвижные игры в свободное время, прогулки на свежем воздухе.

Большинство школьников и даже дошкольников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.  

Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов. 

Первое, на что следует обратить внимание это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. В основном имеются жалобы на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий получил название "компьютерный зрительный синдром". Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. В результате работы с компьютером очень велик риск появления близорукости.

       Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"с последующими изменениями определены основные требования к организации и оборудованию мест пользователей персональными компьютерами,  в том числе для детей и подростков.  

Каждые 30-35 минут положен перерыв, а общее пребывание у телевизора и компьютера должно составлять до часа-полутора в день, и то в первую половину дня или обеденные часы, но никак не на ночь. Еще сегодня стало модным устанавливать дома телевизоры с большой диагональю. Расстояние от телевизора с диагональю один метр до глаз должно быть не менее 5 метров, но дети сидят чуть ли не вплотную, потому что площадь квартиры иногда просто не позволяет отодвинуться на нужное расстояние. Это сказывается на здоровье ребенка, на его зрении. Дошколятам, собственный компьютер, не требуется.

 

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева, освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации компьютера должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.        

Определена оптимальная продолжительность занятий для детей и подростков разного возраста. Для детей в возрасте 7 - 12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20 мин, а для ребят постарше - не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности:

Внешние признаки утомления у детей младшего школьного возраста проявляются в склонении головы набок, в опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др. 

Компьютероказывает большое воздействие на здоровье детей. В связи с этим родители должны относиться с особым вниманием к времяпрепровождению их детей. Влияние компьютера на психику ребенка может иметь «нехорошие последствия», поэтому так важно своевременно осуществлять ограничение и блокировку компьютера от детей.


Вернуться в раздел