старше 16
75 let

"Не стесняйтесь жаловаться!" Статья в газете "МК во Владимире" от 06.03.2013


12.03.2013

Качество продукции на владимирских прилавках ухудшается

Оригинал статьи можно прочитать здесь

На днях руководитель Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Евгений Лисицин рассказал журналистам об итогах деятельности управления в минувшем году.

город владимир владимирская область управление роспотребнадзора по владимирской области качество продукции
     

Ситуация парадоксальная

Основные задачи Роспотребнадзора, по словам Евгения Анатольевича, – это контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения области и защита прав потребителей в соответствии с федеральным законодательством.

- Для достижения этих целей нашими сотрудниками в 2012 году была проведена 5941 проверка, - сообщил Евгений Лисицин. - Эти мероприятия были связаны как с государственным контролем и надзором, так и с проверками по заявлениям и всевозможным запросам, которые к нам поступают.

Глава Роспотребнадзора констатировал: несмотря на то, что общее число проверок ежегодно остается на одном и том же уровне, аппарат сотрудников Роспотребнадзора государство постоянно сокращает. По сравнению с 2005-м годом его численность уменьшилась на 40 человек. Сегодня во Владимирской области контрольно-надзорные функции осуществляет всего 165 человек.

Кроме того, в последнее время деятельность работников Роспотребнадзора сильно ограничена рамками закона. Если раньше работу магазина или производителя продуктов они могли проверить в любой день и час, то теперь проверки плановые и каждого предпринимателя можно проконтролировать только раз в три года. Причем план проверок составляется на год вперед, согласовывается с областной прокуратурой, потом утверждается генеральной прокуратурой и выкладывается в Интернет.

- Ситуация парадоксальная, - комментирует Лисицин. – Сегодняшнее законодательство направлено в большей степени на защиту исполнителя услуг, а потребители оказались сбоку. Я уверен в том, что необходима неожиданность проверок на различных производствах. Для того, чтобы увидеть истину, надо без предупреждения проверять. Так было раньше. Сегодня, увы, каждый потенциальный проверяемый уже за год знает, что к нему придут, и когда придут. Естественно, он подготовится, либо просто закроет контору.

Но чаще всего, по словам Евгения Лисицина, предприниматели переименовывают свое предприятие – меняют в названии букву или приписывают после названия «плюс». Реквизиты меняются, проверка откладывается еще на три года.

А потому, уверяют в Роспотребнадзоре, благополучие потребителей напрямую зависит от их гражданской активности. По жалобе проверяющие обязаны выезжать немедленно.

- Если люди видят, что их обманывают, продают что-то некачественное, пусть сразу пишут жалобу нам, - призывает Евгений Анатольевич, - и на это тут же будет реакция, не зависимо от трехлетнего окна. Мы имеем право воздействовать на недобросовестного исполнителя услуги.

Однако есть и такие жалобы, которым в Роспотребнадзоре не рады. Речь идет о сайте г-на Навального, на котором достаточно вбить претензию в готовую форму, и она автоматически пересылается в Роспотребнадзор.

 

Справка "МК"

Может пригодиться Подать жалобу в Роспотребнадзор можно письменно по адресу: г.Владимир, ул. Офицерская, 20. Либо по телефонам горячей линии: 8-800-200-05-45, 45-10-70.

- С этого сайта к нам приходят жалобы, которыми по нынешнему закону должен заниматься не Роспотребнадзор, а жилищные инспекции, - разъясняет Лисицын. – Зато Навальный расшевелил людей, которых просто хлебом не корми, дай пожаловаться. И вот к нам приходят жалобы на то, что треснула платка на лестничной клетке, или на стенке кто-то что-то написал, или в лифте кнопку сожгли. И мы обязаны эту петицию на сорока листах, которая приходит автоматически, рассмотреть и переслать в жилинспекцию. Это немаленькие затраты бумаги и человеческого труда, уходят огромные государственные средства, чтобы провернуть весь этот бюрократический механизм. Пишите жалобы на то, что важно действительно!

Печальное лидерство

Большая часть проверок, проводимых специалистами Роспотребнадзора, относится у противоэпидемическим вопросам и защите прав потребителей.

- Среди некачественных товаров традиционно лидируют сотовые телефоны, электроника, окна-двери, а также обувь, - сообщил Евгений Лисицин. – Дальше идут некачественные, в том числе просроченные продукты.

Почему же число нерадивых предпринимателей не уменьшается? Быть может, государственные санкции не столь уж велики, чтобы побудить «исполнителя услуги» исполнять ее хорошо?

Работники надзорных органов видят ответ в том, что оборот товаров – техники, обуви и так далее - стал значительно больше.

- Если раньше на бытовую технику, например, на холодильники, срок службы выставлялся 10 лет, то теперь он сократился до пяти, - говорит Евгений Анатольевич. - Обувь люди меняют практически каждый сезон. Ухудшается качество, растет количество жалоб. Мы часто советуем потребителям обращаться в суд с исками к производителю или продавцу, нередко помогаем выигрывать такие дела. Например, в прошлом году из 35 судебных дел выиграли 30. В пяти было отказано. Это из-за того, что иногда мнение потребителя строиться на эмоциях: «меня обманули». А по договору, который потребитель подписал, все законно.

Из «победных» дел в Роспотребнадзоре вспоминают претензию женщины-инвалида по слуху, которую обманули на 10 тысяч рублей. Суд присудил вернуть ей вместе с различными компенсациями 97 тысяч.

Из «провальных» - дело, в котором пришлось выступать в качестве привлеченных экспертов.

- Муж и жена, оба инвалиды, подали в суд на московскую фирму, у которой приобрели автомобиль. Суд они проиграли. А потом фирма, с которой они судились, подала на возмещение судебных издержек. И каждому из истцов суд выставил по 30 тысяч рублей. В конечном итоге они выплатили по 10 тысяч, что все равно немало. Поэтому не всегда стоит подавать в суд, - обращают внимание работники Роспотребнадзора.

Всего же за прошлый год с недобросовестных предпринимателей в доходы госбюджета были взысканы 9 миллионов рублей.

Что едим?

Проверяют и магазины, торгующие продуктами питания.

- Показатели качества реализуемой продукции здесь тоже существенно ухудшились, - сообщил Евгений Лисицин. – Причина этого, на мой взгляд, опять же в отсутствии систематического контроля надзорных органов. Кроме того, вместо госстандартов, которые были раньше, идут техрегламенты Сегодня они занимают почти полностью весь рынок. Иными словами, что не запрещено, то разрешено.

Например, куриная продукция сегодня почти не обходится без стимуляторов.

- Чтобы бороться с одним из видов сальмонеллеза, кур пичкают фуразолидоном и другими аналогичными препаратами, - объяснил Лисицин. - А эти препараты в то же время являются стимуляторами роста. Поэтому куры в буквальном смысле «раздуваются». Корма, которые используют на птицефабриках – это в основном соевые концентраты, рыбная и костная мука, которые также нагоняют массу. И законом это не запрещено. Утверждать или отрицать, что это вредно для населения, невозможно...

Скандал с мясом конины, которое обнаружили в Европе в составе некоторых мясных продуктов, по мнению Евгения Лисицина, России не грозит. А вот сказать, откуда в регионе мясо, которое мы едим, не сможет, пожалуй, никто.

- Госплана сейчас нет, есть коммерческие конторы, которые закупают мясо в Москве, Рязани или Калмыкии – где им выгоднее, - разъясняет положение вещей Евгений Анатольевич. - Никто не ведет учета, откуда привезли мясо во Владимирскую область. Сейчас, к примеру, чума свиней в каких только регионах не встречается. А ведь когда-то – во времена Брежнева – как только в одесском порту ее обнаружили в импортном мясе, порт окружили войсками и не пустили зараженное мясо в страну. И ничего не попало на территорию тогдашней России. А сейчас – рынок. Сейчас – все можно...

Потому современному потребителю советуют вспомнить давнюю пословицу «о спасении утопающих» и взять дело в собственные руки. Покупателю дают совет смотреть на место, где он покупает товар, и оценивать органолептические качества этого самого товара хотя бы визуально.

Что пьем?

Ситуация с качеством воды во Владимирской области, по словам главы Роспотребнадзора, тоже оставляет желать лучшего. Состояние питьевой воды в регионе оценивают как неудовлетворительное.

- Качество воды в распределительной сети в течение последних трех лет ухудшается по химическому составу, - доложил Евгений Лисицин. – Доля проб питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет почти треть – 27,1 процента. В среднем по России этот показатель на уровне 16,8 процента.

В целом в нашей области не соответствуют санитарно-эпидемологическим правилам и нормативам 16,6 процентов поверхностных источников питьевого водоснабжения и 26,4 процента подземных.

- Вся подземная вода в области – жесткая, - говорит Лисицин. – Исключение - Селивановский район, отдельные территории Меленковского и Муромского районов. Клязьма течет к нам из Московской области, поэтому загрязнена в урбанистическом плане, Нерль тоже не успевает очиститься, доходя до водозаборов.

Поэтому специалисты Роспотребнадора советуют потребителям, которые заботятся о своем здоровье, приобретать фильтры для воды либо пить покупную воду. А для санитарно-гигиенических процедур подойдет и то, что течет из-под крана.


Вернуться в раздел